Rambler's Top100 Rambler's Top100

Press
 


Советник без органовТекст: Семен Кваша. Фото: expressen.se.

Александр Бард, продюсер Vacuum и Army of Lovers, социолог, философ, советник правительства и гей-икона, выступил в Москве со своей новой группой Bodies Without Organs. Перед этим он поговорил с корреспондентом «Парка культуры» о клише, китче и кемпе.

– Правда ли, что вы советник правительства Швеции?

– Правда, я был им некоторое время. Но что гораздо интереснее, я советник правительства Эстонии. Эстония – очень интересная страна. В ней самое молодое правительство в мире. Они предприняли фантастические экономические реформы, которые оказали положительное влияние на страну. Сейчас это самая быстрорастущая экономика в мире, быстрее Китая. Они обожают новые технологии и используют их самыми креативными способами.

– А что вы советовали?

– Я работал в Стокгольмской школе экономики, а в этом случае вам непременно приходится рано или поздно работать на правительство. В школе я преподавал интернет-социологию, использование новой технологии в общественных отношениях. Я написал об этом две книги, сейчас выйдет третья, а первая сейчас переводится на русский. Это моя вторая работа.

– А сколько же у вас всего постоянных работ?

– У каждого из нас в группе Bodies Without Organs по два призвания в жизни. Марина – арт-дилер, Мартин учится на инженера, а я пишу книги. У нас есть интеллектуальная работа и эмоциональная работа.

Мы любим поп-музыку, это нас забавляет. Мы любим использовать новые технологии, например интернет, ноутбуки, компьютерные программы. Обычным способом играть ее было бы скучно. Но мы любим именно поп-музыку, классические песни.

– Как можно использовать интернет в поп-музыке?

– Когда мы записывались в студии, мы каждую скрипку, каждую ноту фортепиано записали живьем. А потом обработали это все на компьютере, и получился очень необычный звук – в нем есть акустическое чувство, но тем не менее он совсем другой. А когда мы выступаем на сцене, мы используем звуки из нашей медиатеки, которая находится в Стокгольме, к ней мы подключаемся по интернету – для этого достаточно обычной выделенной линии.

Проблема со звуком на сцене не расстояние между компьютером и банком звуков в другой стране – сигнал путешествует со скоростью света. Проблема в расстоянии до слушателей, до которых звук путешествует со скоростью звука.

– То, что вы делаете, это поп-музыка или современное искусство?

– BWO – чистый поп, утерянное звено между ABBA и Kraftwerk. Мы любим искусство, коллекционируем его, Марина им торгует, но занимаемся мы поп-песнями в чистом виде. Поп-музыка – это ремесло, а не искусство. Я люблю авангард – экспериментальную музыку, немецкое электро, музыку, которая скорее искусство, а не поп. BWO – это написание гениальных песен.

– Да, но, понимаете, каждый ваш следующий поп-проект более китчевый или даже кемповый, уже до такой степени, что это ничем другим нельзя назвать – только современным искусством. Это настолько чистая поп-музыка, что она деконструирована, она становится чем-то большим.

– Мы не преследовали такой цели, вероятно, это вопрос восприятия. Но я люблю в поп-музыке подрывные эффекты. Поп-музыка не должна быть глупой. Для меня поворотным моментом в истории попа была песня Мадонны «Papa don`t preach». Мадонна – поп-икона – выступила с политическим заявлением в поддержку права женщины на свободный выбор, права на аборт. Пластинка вышла на первое место в чартах, она вдохновила тысячи американских женщин на отстаивание своего права на аборт.

Это то, чем должна заниматься поп-музыка, – простые политические заявления.

Вот я считаюсь в определенных кругах иконой гей-движения. Я бисексуал, я никогда этого не прятал и получил награду от русского гей-движения. Поп-культура сильнее искусства: она гораздо более массовая, гораздо лучший способ передачи идей. Это медиум, который доходит до тысячи человек. Я пишу книги по философии – они доходят до нескольких сотен, может быть, тысячи человек. Марина занимается современным искусством, но это тоже кружок на несколько тысяч человек. И поэтому ей тоже интересно работать с поп-культурой. Этим летом мы едем в тур: все площадки распроданы, каждый концерт по крайней мере десять тысяч человек, мы встретим несколько сотен тысяч человек во плоти за два месяца – и разрушительная сила попа будет особенно сильна, если мы сможем апеллировать к ним.

– Хорошо, поп – это средство связи. А что вы передаете? Какое у вас сообщение? Оно нужно вообще?

– Оно не обязательно, но если ничего не передавать – какой в этом смысл? BWO выступает за определенные вещи. Это толерантность. Любовь к технологиям, переменам, новым идеям. У нас три разных поколения в одной группе. Девушка в группе играет на музыкальном инструменте, а не поет – стандартное клише требует обратного. Мы боремся против клише. Марине всегда приходится доказывать: да, я женщина, умею играть на музыкальных инструментах и делаю это хорошо. Но, кстати, я надеюсь на большой прорыв в этом. Женщины должны получить признание как музыканты, потом как авторы песен, и наконец, как продюсеры – это главная мечта Марины.

Другое клише: солист должен быть гей, продюсер – автор песен – натурал. У нас все наоборот, Мартин, со всей его красотой и некоторой женственностью, натурал.

Еще одно клише меня раздражает: американский хип-хоп. Он был реальным прорывом, но потом законсервировался: черный парень, он в тюрьме, он убивает людей, ему одиноко, он делает пластинку про гетто. Какое клише! Я все надеюсь, что рэп начнет читать белая девушка, предпочтительно лесбиянка.

– Ей придется быть очень талантливой, как Эминему, который был не только революционером, но и прекрасным музыкантом.

– Эминем прекрасен, но страшно то, что за ним не пошли еще десятки других таких же Эминемов. Звукозаписывающим компаниям это не нужно: в их консервативной парадигме черный парень должен читать хип-хоп, а белый – петь рок.

– Есть одна вещь в шведской поп-музыке, которая реально выводит из себя. Это ее животный оптимизм.

– Да ладно, у нас есть совершенно мелодраматические, меланхолические вещи. Даже у ABBA есть такое, Winner Takes It All например. Речь идет о женщине, от которой ушел мужчина. Это трагическая история любви.

– Да, но она звучит как дискотечный хит.

– Для того чтобы сделать поп-музыку интересной, нужно смешивать кислое со сладким. Очень интересно, допустим, если стихи очень оптимистические, а музыка драматичная. Или наоборот – музыка веселая, а слова депрессивные. Музыка всегда интереснее, если она диалектичная, а не одномерная. У нас есть песня, очень веселая и танцевальная, построенная на минорных аккордах и очень грустной мелодии, если сыграть ее отдельно от аранжировки.

– И это работает?

– Золотой век шведской поп-музыки только начинается.

21 ИЮНЯ 2006 16:05

2005-03-17

 

back to 'Press'

 

 

 

© 2005 bwo.narod.ru

Сайт создан в системе uCoz